Руководство вузом ректор, директор, проректор зачем им публикация статьи в журнале
Примечательной особенностью многих высших учебных заведений Украины является их плачевный научный потенциал. При огромном количестве штатных сотрудников, аспирантов, кандидатов и докторов наук, их реальный вклад в отечественную науку ничтожен. Она не получает от них нужной фундаментальной отдачи и оперативной подпитки – вот одна из ключевых причин затянувшегося в стране и дошедшего до опасной черты социально-экономического и духовного кризиса.
Иллюстраций этого неприятного тезиса – предостаточно. К сожалению, пересчитать те научные отрасли, где Украина может похвастаться хоть какими-то достижениями европейского уровня, тем более – мирового, можно на пальцах. Наше научное отставание от Европы становится угрожающим. Даже соседние Польша и Венгрия далеко обогнали нас, например, по количеству лауреатов Нобелевской премии (соответственно, 12 и 9, у нас же их до сих пор попросту нет).
Уже только исходя из этого публиковаться в журналах отечественным ученым, несомненно, нужно. У них на это есть как чисто прагматические, так и сугубо научные причины. Главные стимулы, кроме уже названных: а) ученому надо постоянно поддерживать свою форму, профессиональный уровень, б) напечатанная статья войдет в электронную библиотеку, о ней узнает мировое профессиональное сообщество, в) публикация – одна из визитных карточек любого уважающего себя ученого и ВУЗа.
Но почему этим должно заниматься (и занимается) руководство ВУЗОв, зачем именно ему публикации в журналах? С учетом приведенного выше удручающего общего фона нынешних реалий этот вопрос теряет свою риторическую окраску, а ответ на него лежит в нескольких принципиально разных плоскостях.
1.Среди руководителей (ректоров, директоров, проректоров) ВУЗов немало талантливых, одержимых ученых, которые с их назначением (избранием) высокими чиновниками не перестали, слава Богу, заниматься наукой всерьез. Подготовка и публикация собственных научных материалов в авторитетных журналах и других изданиях для них – зов души, внутренняя потребность, а не чиновничья обязанность. Главным стимулятором здесь выступает высокая ответственность и профессиональная гордость по принципу «Если не я, то кто?».
В данном случае качество их научных исследований, несмотря на колоссальную административную нагрузку и катастрофическую нехватку времени, как правило, на высоте. Именно эти ученые, наряду с небольшим кругом других таких же фанатиков науки, входят в ее элиту и поддерживают ее на плаву вопреки всем тяжестям и вызовам времени. Вдобавок ко всему, это еще и конкретная пропаганда нашей науки и Украины за рубежом.
Один из многочисленных примеров такого ответственного отношения к научному призванию – академик Виктор Скопенко, Он создал более 400 фундаментальных трудов, воспитал 12 докторов наук. Его современники вспоминают, что Скопенко не переставал заниматься интенсивной научной деятельностью на посту проректора, а затем и ректора Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко, который он возглавлял почти четверть века – с 1985 по 2008 год.
Пример из современной науки – ректор (с 2002 года) Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, профессор, доктор наук Петр Саух. Его научные публикации в отрасли философии были замечены за рубежом – он стажировался и выступал с курсами лекций в ведущих университетах Франции, Германии и США, был избран почетным доктором ряда зарубежных и отечественных высших учебных заведений. Нынче в активе Сауха-ученого – свыше 400 монографий и других трудов, и он продолжает активно печататься в научных журналах, несмотря на многочисленные ректорские заботы.
2. Некоторые руководители ВУЗов печатаются, сознательно равняясь на ведущие страны, те авторитетные университеты и институты зарубежья, в практике которых стабильная научная активность их руководства – норма.
Такое подражание достойно похвалы уже хотя бы потому, что отечественные ВУЗы разительно отстают от зарубежных в материально- техническом, финансовом и других отношениях.
Так, на развитие науки государственный бюджет Украины текущего года раскошелился на сумму, которая на 26% меньше ее минимальных потребностей и на 12% ниже прошлогодней. Зато Гарвардский университет в США обладает одним из самых больших, среди всех академических университетов мира, бюджетом (в 2006 году – около 40 миллиардов долларов – даже для ведущих вузов Украины это фантастическая сумма). Впечатляет и научная библиотека Гарварда, насчитывающая свыше 16 миллионов книг (4 место в США). Другой именитый американский вуз – Калифорнийский технический институт, по нашим меркам, совсем небольшой: в нем обучается лишь около 900 студентов и 1200 аспирантов. Тем не менее, с его научными достижениями связаны имена 31 лауреата Нобелевской премии.
Сравнительно с коллегами из ведущих университетов США, Европы, Японии и Китая у наших преподавателей намного больше учебная перегрузка и гораздо ниже заработки. Это касается также многих ректоров и проректоров. Талантливые ученые подчас вынуждены прозябать на 0,5 – 0,75 ставки, выживать за счет мизерных крошек с грантов и другого подзаработка. Поэтому энтузиазм одержимых наукой руководителей помогает частично компенсировать ее катастрофическое состояние и отставание от Запада. Они подают личный пример своим подчиненным, молодым ученым, аспирантам и студентам. Это важный психологический, воспитательный и, если хотите, патриотический фактор.
3.Немало руководителей ВУЗов печатаются и императивно побуждают к этому подчиненных, главным образом, исключительно ради авторитета возглавляемого ими коллектива. Они хорошо понимают, что публикация в престижном журнале (особенно зарубежном, англоязычном) – это, несомненно, еще один очень важный, притом международный «плюс» учебному заведению. При удачном стечении обстоятельств такой «плюс» может принести хороший грант или приглашение выступить с лекциями в Европе и за океаном. Это – серьезное научное, имиджевое и финансовое подспорье, а на родине, к тому же, – весомый козырь, с помощью которого можно рассчитывать на большее внимание и, соответственно, конкретную помощь со стороны профильного отечественного министерства, от которого напрямую зависит финансирование ВУЗа.
Такой «меркантильный» подход наблюдается не только в Украине, но и в целом на постсоветском пространстве, где число публикаций в иностранных базах – едва ли не главный посыл к повышенному вниманию министерского начальства к ВУЗу. Благо, оно располагает такими эффективными рычагами влияния на ВУЗ, как аттестация, надбавки и прочее. Налицо замыкание финансирования ВУЗОв на примитивные библиометрические показатели, при котором главное – сумма статей в Scopus. Хотя количество статей – отнюдь не синоним их научной ценности.
4. Часть руководителей ВУЗов занимается подготовкой и печатанием научных статей преимущественно по инерции, исходя из своего высокого статуса и соображений имиджа. Они постоянно сравнивают число своих публикаций с цифрами коллег и стараются не отставать от них даже в статистическом отношении. Действует своеобразный незримый «рейтинг», в котором главным считается отнюдь не качество статей, не их реальная ценность для науки или авторитет опубликовавших их изданий, а исключительно количество публикаций.
Подчас вожделенный научный «вал» достигается исключительно размещением пустопорожних, псевдонаучных текстов в таких изданиях провинциальных ВУЗов, которые за пределами региона, тем более за рубежом, практически не известны, а порой даже не входят в Scopus. При этом не исключаются негласные договоренности таких себялюбивых авторов с редакциями малоизвестных журналов ради поднятия рейтинга, импакт-фактора самих журналов. Кстати, и готовятся такие статьи, что не секрет, подчас вовсе не самим руководителем, а «колхозом», силами его подчиненных.
Подобный «арифметический» подход к научной работе, фактически – ее симуляция, искусственное накручивание библиометических показателей, естественно, не имеет с серьезной наукой ничего общего. Тем не менее, упорная погоня за количеством статей (как и всевозможных званий, наград и прочее) все шире приобретает в научной среде (а в последнее время, кстати, и в политической) навязчивый характер самоцели и становится для отечественной науки одним из главных тормозов. На наших глазах происходит ее грубая дискредитация.
5. К публикации научных статей некоторых руководителей ВУЗов обязывают нынешние требования к соискателям ученых степеней кандидата наук и доктора наук. В Украине к защите диссертации на первую их этих степеней допускают лишь того претендента, в активе которого – 3 публикации в научных отраслевых и других журналах. Для докторанта в сфере естественных и технических наук эта планка выше – на уровне 20 публикаций по теме диссертации.
На поставленный в заглавии статьи вопрос резонно посмотреть и под другим углом зрения: как активизировать, углубить эту научную работу? Ведь в целом интерес к ней со стороны ректората ВУЗов все же остается незначительным, желает лучшего и качество опубликованных работ. Это подтверждает статистика: в рейтинге самых цитируемых в Scopus украинских ученых (его регулярно печатает Национальная библиотека Украины имени Вернадского), как и в рейтинге ТОП «100 ученых Украины», руководителей наших ВУЗов – считанные единицы.
Таким образом, ситуация в стране требует самого решительного, революционного пересмотра отношения к науке, изменения приоритетов как со стороны государства, так и руководства крайне плохо финансируемых им высших учебных заведений. Последнее обязано сделать на нее в университетах и институтах особую ставку и начать это именно с себя (по принципу «Делай, как я») и своих заместителей. Все чаще звучит также идея создания системы действенного общественного контроля за этим процессом, без которого научная Украина рискует еще долго оставаться на интеллектуальной обочине Европы.