Компании, содействующие ученым, помощь или угроза современной науке
Научное пространство постсоветских стран в последние десятилетия заметно расширилось. Многие ученые Украины, России, Казахстана получили возможность быть представленными на международной научной арене, репрезентовать результаты своих исследований в наиболее авторитетных изданиях, включенных в списки международных наукометрических баз, таких как Web of Science, Scopus, Thomson Reuters и др.
К сожалению, эта радужная перспектива на деле оказывается практически невыполнимой задачей. Временные затраты, сложность поиска необходимой информации, незнание тонкостей публикации материалов в иностранных изданиях, языковой барьер часто становятся непреодолимыми препятствиями на пути ученого. Решить эти технические проблемы обещают компании, работа которых направлена на содействие продвижению результатов исследований в мировом научном пространстве, помощь в быстрой и качественной публикации статьи в отечественных изданиях из списка ВАК, в научном редактировании, переводе, рецензировании материалов.
Однако в последнее время в информационном пространстве России, Украины и Казахстана развернулась целая кампания, направленная на дискредитацию деятельности таких посредников. В частности, Интернет атаковали статьи о теневом рынке научных публикаций, в которых акцентируется на вреде, наносимом отечественной науке деятельностью таких компаний. Так почему же такие компании существуют и активно развиваются? И являются ли именно они тем злом, которое способно погубить отечественную науку?
«Палки в колеса» или государственное регулирование научной деятельности
Современная реальность характеризуется сумасшедшим темпом: в принятии решений, во вложениях и получении прибыли, в проведении исследований и получении их практических результатов. Мировые процессы глобализации, проявляющиеся, в том числе, и в создании единого научного пространства, в последние десятилетия коснулись и постсоветских стран: возможность своевременно ознакомиться с последними достижениями мировой науки, а также представить на суд научной общественности результаты своей деятельности, безусловно, заинтересовала большинство отечественных ученых. Однако наша система науки оказалась не готова отвечать на эти вызовы – вместо получения передового опыта и беспрепятственного доступа к информации работники научной сферы получили лишь новые требования, в частности обязательное наличие статей в изданиях из списков международных баз научных данных (Web of Science и Scopus).
Так, в 2012 году постановлением Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» была обозначена необходимость увеличить число российских публикаций в изданиях, внесенных в списки всемирных научных баз (Web of Science и Scopus). Также была обозначена необходимость повысить уровень цитирования работ исследователей России по статистическим данным этих наукометрических систем.
Вслед за этим МОН Российской Федерации представило «Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений», содержащий среди прочих показателей эффективной деятельности вуза число публикаций в журналах из списков всемирных баз Web of Science и Scopus на одного конкретного преподавателя. То есть сотрудники вузов, чтобы подтвердить свое право преподавать, обязывались иметь публикации в научных изданиях, индексируемых указанными системами данных.
Что же касается защиты диссертаций, то наличие у соискателя публикаций в изданиях из списков всемирных баз научных данных официально не является обязательным. В соответствии с приказом МОН Российской Федерации (2014 г.), регулирующим правила составления списка журналов, где можно размещать результаты и выводы научных исследований, такие публикации не требуют дополнительного рецензирования и приравниваются к ваковским публикациям по научным направлениям подходящего профиля. Однако, несмотря на необязательность таких публикаций, их наличие всячески приветствуется учеными советами и соискателям негласно рекомендуется для успешной защиты иметь в своем портфолио статьи, фигурирующие во всемирных базах и имеющие международный индекс цитирования.
Схожая ситуация наблюдается и в научно-образовательном пространстве Украины. Так, согласно постановлению от 19.08.2015 «О некоторых вопросах реализации статьи 54 Закона Украины «О высшем образовании» вводятся некоторые дополнения в порядок получения научных званий, а именно необходимым условием подтверждения звания является обязательное наличие у соискателя материалов, размещенных в изданиях из реестра международных реферативных баз.
Еще более жестко регламентируется международная научная активность ученых МОН Республики Казахстан (Приказ от 31.03.2011 «Об утверждении Правил присвоения ученых званий»). Так, две из 14 обязательных статей для получения звания «ассоциированный профессор» и 3 из 28 – для получения звания «профессор» должны быть размещены в международных рецензируемых изданиях из списков баз Web of Science, Thomson Reuters (статьи филологического или социологического плана могут быть размещены также в журналы, входящие в системы Scopus или Jstore). Причем обязательным является наличие у журналов импакт-фактора, отличного от нулевого, по данным базы Thomson Reuters.
Стремление профильных министерств всех трех стран обеспечить отечественной науке выход на мировую арену оправдано и, конечно, правильно. Однако нововведения, к сожалению, в большинстве случаев ограничились лишь выдвижением требований и в конечном итоге только создали дополнительные трудности для соискателей званий и степеней, ведь процесс публикации статей в международных изданиях тяжелым бременем лег исключительно на их плечи. Учитывая техническую сложность размещения статей в журналах, индексируемых международными системами данных, отсутствие государственной программы содействия ученым, предусматривающей четкий механизм процесса такого опубликования, и, конечно, отсутствие финансирования подобных проектов, легко представить себе то состояние растерянности, в котором оказались отечественные ученые.
Стоит добавить, что негативные изменения коснулись также и публикаций в отечественных журналах из списка ВАК. Так, согласно постановлению Правительства РФ «О порядке присуждения ученых степеней» от 24 сентября 2013 года, для того чтобы иметь возможность представить докторскую диссертацию на защиту, соискатель степени должен иметь не менее 15 публикаций в рецензируемых научных изданиях, причем три из них должны быть опубликованы не позднее чем за год до защиты работы. Раньше сроки и количество работ не ограничивались, достаточно просто было иметь рецензируемые работы, которые бы раскрывали основные результаты научного исследования.
И это только официальные цифры – на деле же для успешной защиты докторской (или для кандидатской) работы число публикаций должно быть в два раза выше. Это связано с тем, что комиссия диссертационного совета при рассмотрении списка опубликованных работ может самостоятельно принимать решение об отклонении некоторых из них в связи с несоответствием высокому научному уровню некоторых журналов, в которых были опубликованы статьи. Поэтому для перестраховки ученые вынуждены список публикуемых работ увеличивать вдвое, а иногда и втрое. Диссертационная комиссия, как правило, отдает преимущество наиболее авторитетным изданиям в каждой сфере, издаваемым на базе наиболее крупных образовательных и научных центров страны. Однако публикация в таких изданиях для молодых ученых, а также для представителей региональных научных и образовательных заведений, удаленных от научных центров страны, является довольно проблематичной. Это связано и с большой загруженностью таких изданий материалами, и наличием «своего круга» авторов в каждом из них, и отсутствием специальной государственной программы, направленной на нормирование деятельности таких изданий и вовлечение молодых ученых в научный контекст.
Проблема отсутствия у большинства авторов объективной возможности публиковаться в подобных высокоавторитетных журналах характерна не только для российской науки. Так, например, в Казахстане в список изданий по юридическим наукам, рекомендуемых для публикации результатов исследований, по приказу МОН РК включены лишь два издания «Вестник Евразийского национального университета им. Л. Гумилева» и «Наука и жизнь Казахстана». Естественно, эти журналы не могут охватить всех желающих опубликовать свои статьи, и молодой ученый, не знающий всех тонкостей редакционно-издательского процесса, рискует вовсе остаться без необходимых публикаций.
Финансовая политика государства в отношении научной сферы
Ужесточение требований к публикуемым материалам явилось частью государственных программ, направленных на повышение уровня современной науки и научных публикаций. Однако комплекс мер, предложенных для долгожданного улучшения состояния отечественной науки, вызывает серьезные сомнения, в частности, проблемой стало отсутствие дополнительного финансирования на заявленные цели. В результате ученые, имеющие и так крайне скудные доходы, вынуждены для подтверждения званий и степеней публиковать работы полностью за свой счет. А учитывая тот факт, что каждая научная статья – это результат длительного исследовательского процесса, то и проведение необходимых исследований часто основывается исключительно на энтузиазме и скромных материальных возможностях отдельного ученого или коллектива.
Здесь можно, конечно, сказать о грантах, предоставляемых как профильными министерствами, так и заинтересованными частными структурами, которые как раз и направлены на решение указанных финансовых проблем ученых и исследовательских коллективов. Да, точечные гранты сегодня действительно выделяются: в России – это гранты РФФИ, РГНФ, Президента Российской Федерации, а также выделяемые иными федеральными целевыми программами, в Украине – это гранты Президента Украины для молодых ученых, МОН и НАН Украины, в Казахстане – также гранты от Министерства образования и науки и т.д. Гранты также точечно могут выделяться различными международными фондами, заинтересованными в развитии того или иного направления или конкретного изобретения. Однако, как правило, эта помощь является разовой, не имеет системного характера и не может охватить длительных исследовательских процессов. К тому же механизм получения таких грантов на сегодня достаточно непрозрачен, в результате чего региональным научным центрам получить такую помощь от государства практически не реально. Особенные трудности наблюдаются в финансировании исследований гуманитарной сферы в связи с отсутствием, в большинстве случаев, их коммерческой составляющей. Они финансируются, как правило, по остаточному принципу и вынуждают ученых самостоятельно решать все технические проблемы.
Отсутствие планомерной работы государства по развитию научного потенциала страны приводит к губительным последствиям. Так, яркий пример такого отношения государства к науке можно сегодня наблюдать в Казахстане, где сотрудники научно-исследовательских институтов по состоянию на июнь 2016 года уже по несколько месяцев не получали зарплату, приостановлено также финансирование многих научных проектов. Сотрудники институтов, чтобы избежать срыва исследований, вынуждены были собственными силами изыскивать необходимые средства. Стоит заметить, что такая ситуация для казахской науки является не новой, а повторяется довольно регулярно, испытывая на прочность ученых и преподавателей.
Немногим лучше финансовая политика в отношении науки в России и Украине. Так, зарплаты ученых здесь лишь немногим выше установленного государством прожиточного минимума, в результате чего они вынуждены брать повышенные преподавательские нагрузки, заниматься административной деятельностью или вовсе уходить в бизнес, что, естественно, негативным образом сказывается на развитии научной деятельности, поскольку времени на нее просто не остается. Дефицит государственной помощи в подготовке и проведении исследований является решающим обстоятельством для ученого, не связанного с бизнесом и не имеющего дополнительных источников финансирования.
Отсутствие четкого государственного регулирования научного процесса ломает его обязательный механизм: финансирование – проведение исследования – представление результатов. Это приводит к нарушению причинно-следственных связей организации научной деятельности ученых, в результате чего в государственных программах научная статья представляется неким отдельным, замкнутым в себе продуктом, который существует без взаимосвязи с самим процессом исследования.
Однако научная статья имеет в своей основе кропотливую и длительную работу автора и является итогом длительного научно-поискового процесса. Часто одна небольшая статья представляет собой результат многолетней работы целого коллектива ученых. Эти моменты совершенно не учитываются современными программами, регулирующими научную деятельность. Несоответствие организации реальной работы ученых и закрепленных в документах требований, которые в связи с реальным состоянием научной сферы и финансирования часто являются просто невыполнимыми, никак не содействует развитию отечественной науки. Наоборот, ученый ставится государством в жесткие рамки и вынужден тратить свои личные финансовые средства, а также драгоценное время на выполнение все новых и новых требований.
Компании, содействующие ученым
Создание статьи – творческий процесс, сам по себе требующий значительных временных затрат. Однако то время, которое остается у современного ученного от удвоенных-утроенных преподавательских и административных нагрузок, он вынужден тратить на обивание порогов различных издательств, чтобы вовремя опубликовать требуемое, например, для подтверждения научного звания количество работ.
Для многих ученых выходом стала деятельность компаний, содействующих публикации научных материалов в различных международных и отечественных издательствах. Ведь автору достаточно поручить свои материалы такой компании и объяснить цель публикации, и он будет избавлен от долгого, изматывающего нервы процесса издания материалов, а также может быть уверенным в положительном результате.
Безусловно, и в этом отношении не так все просто. В последнее время рынок публикаций заметно вырос – если 10-13 лет назад действовали единицы компаний, помогающих автору опубликовать свои материалы, то сейчас их тысячи. И, к сожалению, большинство из них – фиктивные, созданные для «выкачки» денег. Отличить их от добросовестных посредников не всегда бывает легко и при выборе нужно учитывать многие факторы: отзывы в сети, количество привлеченных профессионалов и т. д.
Наиболее показательным моментом можно считать срок существования компании. Так, опыт работы "Международной редакции" на рынке публикаций составляет более 13 лет и насчитывает тысячи опубликованных статей. В то время как компании-однодневки возникают из ниоткуда и так же быстро исчезают, Международная редакция открывает новые филиалы в других странах, привлекая к сотрудничеству опытных профессионалов и гарантируя стопроцентный результат автору. Компания непрерывно развивается, и ее услуги пользуются спросом как среди начинающих, так и среди опытных ученых России, Украины и Беларуси.
Так вред или благо несет деятельность компаний, содействующих ученым в популяризации научных материалов? Более внимательное рассмотрение вопроса дает четкое понимание, что главной причиной их популярности является вовсе не нежелание авторов самостоятельно работать над созданием научной работы, выдавая чужие разработки за свои. Наоборот, помощь таких посредников дает возможность ученому сэкономить драгоценное время, которое может быть потрачено для проведения исследования. Ведь сегодня ученые большинства постсоветских стран непоследовательной и непродуманной политикой государства часто поставлены перед выбором: потерять звание из-за нехватки публикаций, которые ему просто некогда оформлять и публиковать, или искать иные выходы, в частности обращаться к посредникам. Современная реальность такова, что общий итог деятельность таких компаний – не просто содействие в решении технических проблем конкретного автора, а ни много ни мало – популяризация отечественной науки за рубежом, стимулирование научного издательского рынка внутри страны, поддержка молодых ученых, что в результате сокращает отток научных кадров в бизнес и за рубеж. С уверенностью можно сказать, что помощь конкретному автору – это помощь всей отечественной науке, содействие ее развитию, а также заполнение некоторых лакун, спровоцированных непоследовательной деятельностью министерств и научных советов.